Специальности, которым не учат в России

Специальности, которым не учат в России

За рубежом активно развиваются и находят применение целый ряд специальностей, о которых в России порой даже не слышали. 
Так, работой с людьми преклонного возраста занимается психолог-геронтолог, который оказывает психологическую помощь, помогает бороться с недугами и уверенно смотреть в будущее.
В органах управления олимпийским движением, управлением спортивными бизнес-проектами, коммерческими турнирами и массовыми соревнованиями, а также продвижением спортсмена и заключением профессиональных контрактов занимается спортивный менеджер.  
Организацией деловых и развлекательных мероприятий для компаний и частных лиц занимается event-менеджер – человек, который не только придумывает мероприятия, но и управляет ими. Любое мероприятие, пусть даже самое крошечное, представляет собой плод труда нескольких человек, и в задачи event-менеджера входит найти этих людей и организовать их взаимодействие.
Существуют также специалисты, разрабатывающие правила, стиль и дизайн компьютерных игр – гейм-дизайнеры. Роль гейм-дизайнера аналогична роли постановщика задачи в обычном программировании и режиссера в кино. Он разрабатывает дизайн-документа, где простым языком описываются правила и особенности компьютерной игры. Таким образом, ещё до того, как шаблон разработан, гейм-дизайнер вырабатывает целостное видение игры, доносит своё видение до остальных участников процесса. 
Инженер-эколог – специалист, который занимается анализом ситуации и разработкой мер для уменьшения существующего и возможного вреда природе. Его задача выявлять причины катаклизмов природы и разрабатывать возможности снижения воздействия людского фактора на окружающую среду. В связи с ростом выброса вредных элементов в атмосферу проблемы экологии ставятся на одно из первых мест. Спрос на профессиональных экологов будет повышаться, но и будут увеличиваться требования к ним. Профессия эколога станет одной из самых востребованных и важных. 

Почему всем этим специальностям не учат в российских вузах?

Здесь, как и в любом деле, важен  системный подход. Во-первых, куда сможет устроиться специалист, который, получив узкую специализацию за рубежом, приедет в российскую провинцию? Ему будет очень сложно найти себе работу по этой специальности. 
Во-вторых, есть ли у нас специалисты, которые могут профессионально научить узкой направленности, есть ли необходимое для этого оборудование, специальные программы? Вопрос риторический. 
А теперь самое главное – готовы ли сами студенты к получению углубленных знаний даже в той области, которая, на первый взгляд, кажется интересной?

Как же она формируется – профессиональная «заточка»

Для того чтобы понимать, профессионалом в каком конкретно деле человек хочет стать, он, в первую очередь, должен понимать, к какой предметной области его специальность относится. Так, будущий психолог-геронтолог должен понимать, что это, как минимум, раздел психологии. Отсюда вопрос – кто такой психолог и нравится ли ему заниматься психологией? 
Ребенок, который любит играть в компьютерные игры, должен четко отличать работу гейм-дизайнера от своего постоянного желания поиграть во что-то новенькое и захватывающее. Мотивация, безусловно, важна, но мотивация правильная, основанная на знаниях и фактической информации.

За рубежом эти вопросы решают следующим образом: начиная с 9-го класса школы ученика начинают подталкивать к выбору того направления, которому он посвятит большой отрезок своей профессиональной жизни. В этот период школьник заканчивает изучать общеобразовательные предметы, получает неполное среднее образование и погружается в те предметы, которые нужны для поступления в вуз по выбранному профилю.
Таким образом, определиться с будущей профессией школьник должен уже к концу 10 – середине 11 класса. В этот период за каждым учеником закрепляется специалист-куратор, который помогает определиться с учебным заведением и подготовить документы для поступления. Учащийся проходит различные профориентационные тесты, его родители получают обратную связь от преподавателей о том, какие предметы даются ученику лучше, какие хуже.

Выбору специализации способствует и учебная среда зарубежных школ: большую часть предметов в последние годы обучения школьник выбирает сам. Исходя из этого и по своему желанию ученик формирует личное расписание. Нет жестких групп, как в России, что позволяет общаться с разными людьми, открывать много нового и интересного. 

Если в России знакомство со специальностью происходит через посещение нескольких вузов в «день открытых дверей», где школьник может услышать от преподавателя информацию о том, насколько комфортно учиться в конкретном учебном заведении, то за рубежом на школьные занятия приходят специалисты разных профессий, делятся своим опытом и историями успеха: пожарные, полицейские, бизнесмены… 
Для того, чтобы глубже проникнуться спецификой будущей профессии, школьники могут посещать рабочие мастерские при факультетах колледжей и университетов, поучаствовать в работе над конкретным проектом, увидеть макет настоящего самолета, конвеера или специального оборудования, на котором ему представится работать в будущем.         
Всё это помогает школьнику составить понимание того, какие профессии и направления бывают, и определиться с выбором будущей специализации. 

Хорошую поддержку будущему студенту оказывают сами вузы. Каждое учебное заведение сотрудничает с реальными предприятиями и на основе полученной от них обратной связи производит оценку востребованности и перспектив специальностей для будущих выпускников вуза. Какие-то учебные программы закрываются и формируются новые, согласно запросу, что позволяет вузам предлагать только актуальные специальности, востребованные на рынке труда. 

Существуют страны, за которыми сложилась слава профессионалов в конкретных направлениях. Изменения в подготовке специалистов здесь происходит незначительные. Так, Германия – это автомобилестроение. Это сложилось исторически, и они отлично себя зарекомендовали в подготовке профессионалов данной сферы. Голландия – цветочные направления. Италия – мода. Франция – кулинария. Швейцария – сфера гостепреимства. Кипр,  Греция - отельный бизнес. Голландия, Бельгия - юриспруденция. 

P.S. Как утверждают эксперты, узким профессиям в России будут готовить еще очень не скоро. Для такой подготовки нужно иметь профессиональных преподавателей-практиков, которые специализируются на конкретных областях знания. Необходимо специальное оборудование для более углубленного погружения в профессию. А самое главное, после окончания вуза вчерашний студент должен найти работу, где сможет применить полученные знания и стать настоящим профессионалом выбранного дела.